Управление Институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тамбовской области и Уставом.
К компетенции Учредителя относится:
— создание, реорганизация и ликвидация Института;
— утверждение Устава и изменений, вносимых в Устав.
Управление культуры и архивного дела области:
— в установленном порядке утверждает на должность ректора Института;
— заключает и расторгает с ректором Института трудовой договор, устанавливает ректору Института размеры премий и надбавок к окладу в порядке, определенном законодательством Тамбовской области, применяет к нему меры дисциплинарного взыскания;
— утверждает в установленном порядке смету доходов и расходов Института;
— доводит лимиты бюджетных обязательств, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств в Институте в пределах своей компетенции;
— проводит в установленном порядке экономический анализ деятельности Института;
— осуществляет контроль за организацией деятельности, поддержанием в Институте условий, необходимых для реализации уставных целей;
— осуществляет иные полномочия, относящиеся к его компетенции.
Органами управления Института являются:
— конференция преподавателей, научных сотрудников, представителей других категорий работников и студентов Института;
— Учѐный совет Института;
— ректор Института.
Конференция:
— принимает Устав Института, изменения и дополнения в него;
— избирает Учёный совет Института;
— избирает ректора Института;
— принимает коллективный договор.
Конференция собирается по мере необходимости.
К полномочиям Учёного совета Института относятся:
— рассмотрение и принятие актов по различным видам деятельности Института (положения, правила, порядки), не противоречащих законодательству Российской Федерации и Уставу института;
— принятие решения об изменении организационной и управленческой структуры Института, о создании, реорганизации и ликвидации ее структурных подразделений;
— сокращение срока обучения лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных уровней;
— установление срока (даты) и процедуры проведения выборов ректора Института, порядка выдвижения кандидатур на должность ректора;
— определение порядка избрания деканов и заведующих кафедрами, порядка конкурсного отбора претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, осуществление выборов деканов факультетов и заведующих кафедрами;
— утверждение порядка обеспечения стипендиями студентов, обучающихся по очной форме обучения и получающих образование за счет средств регионального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— решение основных вопросов экономического и социального развития Института;
— анализ содержания и организации учебно-воспитательного процесса, совершенствования научно-исследовательской работы, международных связей и хозяйственной деятельности Института, представление к ученым званиям, выдвижение на должности, инициирование открытия новых специальностей, аспирантуры, докторантуры, создания диссертационных советов;
— утверждение тем кандидатских диссертаций;
— рассмотрение вопроса представления работников к почетным званиям, государственным и отраслевым наградам;
— утверждение кандидатур именных стипендиатов;
— обсуждение рабочих учебных планов по всем направлениям подготовки и специальностям, изменений в них, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования;
— осуществление контроля за выполнением решений Учѐного совета путем заслушивания в установленном им порядке отчетов проректоров, руководителей факультетов, кафедр, научно-исследовательских и других подразделений Института;
— принятие решений по всем вопросам организации и содержания учебной, методической, научной, творческой, воспитательной, кадровой, финансовой, хозяйственной, международной деятельности Института и по другим вопросам, направленным на обеспечение деятельности ТГМПИ.
Непосредственное управление деятельностью Института осуществляет ректор.
Ректор Института избирается на конференции тайным голосованием на срок до 5 лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчёта действующего ректора.
Сроки и процедура проведения выборов ректора, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и требования к ним определяются Учёным советом Института.
Ректорат:
Ректор
Проректор по учебной работе, в ведении которого находятся деканаты факультетов (музыкального исполнительства и музыковедения, педагогического образования и народной художественной культуры, довузовского образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов) и учебный отдел;
Проректор по научной и методической работе, в ведении которого находятся отдел аспирантуры, библиотека, редакционно-издательское бюро, лаборатория звука и музей истории ТГМПИ;
Проректор по воспитательной работе и профессиональной ориентации, в ведении которого находятся кураторы учебных групп, отряд волонтёров, зав. общежитием, студенческий совет;
Проректор по административно-хозяйственной работе, в ведении которого находится инженерно-техническая служба;
Начальник управления концертно-просветительской и международной деятельности Института, в ведении которого находится концертный отдел.
Работа ректората подчинена контролю за соблюдением и выполнением каждым подразделением своих обязанностей, выполнению решений Учёного совета и приказов по вузу.
Ректорат обсуждает кадровые вопросы, готовит предложения для рассмотрения на Учёном совете, принимает решения, касающиеся образовательного процесса – его организации, качества, организует и направляет работу проректоров и деканата, совместно с кафедрами контролирует вопросы востребованности выпускников.
Институт самостоятельно формирует свою структуру в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В состав Института входят четыре факультета:
факультет музыкального исполнительства и музыковедения, включающий в себя 6 кафедр:
— специального фортепиано;
— оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов;
— народных инструментов;
— хорового дирижирования;
— истории и теории музыки;
— камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано.
факультет педагогического образования и народной художественной культуры, включающий в себя 3 кафедры:
— народной художественной культуры;
— хореографии;
— музыкальной педагогики и художественного образования;
межфакультетская кафедра:
— гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин.
факультет довузовского образования, включающий в себя музыкальную школу им. С. М. Старикова и колледж им. В.К. Мержанова;
цикловые комиссии:
— специального фортепиано,
— оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов,
— народных инструментов,
— хорового дирижирования,
— сольного и хорового народного пения,
— музыкально-теоретических дисциплин,
— хореографического творчества,
— театрального творчества;
предметно цикловая комиссия гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин,
предметная комиссия общего фортепиано.
факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов, реализующий программы: профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю вуза (свыше 250 часов); повышения квалификации руководящих работников и специалистов по профилю вуза (от 16 часов); дополнительного образования по профилю вуза (без ограничения уровня образования и сроков подготовки);
Объектами управления являются: вопросы стратегии управления институтом, кадровая политика, научная и учебно-методическая деятельность, редакционно-издательская деятельность, организация учебного процесса, формирование учебной нагрузки, а также структурная и содержательная организация контроля знаний студентов и учебной практики, научная, концертно-исполнительская деятельность, социально-правовая и учебно-воспитательная работа, информационная и материально-техническая база.